Краеведение

Общие сведения

--Отдел обслуживания--

Абонемент

Читальный зал

Центр экономики и права

 

Отдел автоматизации

Отдел библиографии и комплектования

История библиотеки

Краеведение

Услуги

Филиалы

Новости библиотеки

Базы данных

Адреса и телефоны

Государственные закупки

Фотогалерея

 

 Мухтар Ауэзов  родился 28 сентября  1897 года в   Чингизской    волости,   Семипалатинского   уезда (теперь это Абаевский район, Семипалатинской области). Дедушка его Ауэз и отец Омархан были культурными людьми, хорошо знали арабскую  грамоту. Естественно, что они сделали все, чтобы юный Мухтар получил современное образование.  Деду Ауэзов обязан был своей любовью к русской и казахской литературе. Об этом писал он в своих воспоминаниях.
Ауэз был сверстником Абая и его другом, аул Абая располагался по соседству с их аулом. Отец Мухтара умер, когда мальчику было одиннадцать лет, а мать — когда ему исполнилось шестнадцать.                                                                                               
Мухтар воспитывался у деда и по его совету с детских лет начал читать как оригинальные стихи Абая, так и его переводные произведения. Бесспорно, что поэзия Абая, казахский фольклор, замечательные произведения русских поэтов пробудили большой талант будущего писателя. Нужны были условия для его развития. И дядя Касымбек создал ему эти условия. Вопреки воле покойного Омархана, который завещал определить сына в Семипалатинское мусульманское медресе, Касымбек отправил его в русскую школу. После этого Мухтар учится в пятиклассном городском училище, затем в течение четырех лет в учительской семинарии.
За годы учения юноша широко познакомился с русской и западноевропейской литературой. В семинарии он пробует писать стихи и рассказы. В те годы была написана драма «Енлик — Кебек».Эта пьеса посвящена теме, издавна бередившей совесть народа,— теме равноправия женщин теме свободы личности. Материалом для пьесы послужило историческое событие, которое воплотилось в легенду. В ней показана судьба двух юных влюбленных, попавших в тиски патриархально-феодальных нравов и обычаев, стремление преодолеть их и соединить свои судьбы и — трагический конец. В образах Кенгирбая и Еспенбета писатель с большим мастерством исследовал отвратительные черты феодально-родового уклада,  разоблачил его жестокие обычаи и нравы.
Романтическое   звучание,   красочный   язык,   остроумные   диалоги,   пословицы,   поговорки,   афоризмы — все   эти   качества   сообщили   пьесе  популярность. Разумеется в первом варианте пьесы (тогда она была еще только инсценировкой одноименной  поэмы) нетрудно заметить  и целый ряд Художественных    просчетов,    М.   Ауэзов    еще  не умел    понять     истинного    смысла     эксплуатации, искал  причину межродовой  вражды  в  душевных качествах   отдельных    личностей.    Известно,    что впоследствии   автор   неоднократно   возвращался к пьесе и вносил серьезные исправления   последней   редакции   пьеса   «Енлик—Кебек» прочно вошла в репертуар казахского театра как одна из лучших социально-исторических драм. В 20-е годы М. Ауэзова захватывает общественная деятельность, но творчество попрежнему занимает в его жизни значительное место. Лучшим  из рассказов тех лет мне кажется   «Судьба беззащитных»  (1921).
Этот рассказ имел большое значение как для творчества АА. Ауэзова, так и для всей казахской прозы.
В пьесе «Енлик — Кебек» ярко проявился драматургический талант М. Ауэзова в рассказе «Судьба беззащитных» — талант прозаический. Впоследствии   все   творчество   писателя   проходило,  в  основном,   по этим двум жанрам.   В «Енлик — Кебек», «Судьбе беззащитных» и в других   произведениях,   созданных   в   20-е   годы, отчетливо   проявились   как   сильные,    так   слабые стороны М. Ауэзова.
Каковы   же  сильные    стороны    его    творчества того периода?                                                                             
Прежде   всего   хорошее   знание   жизни   и   быта казахского аула, народного и литературного языка,   безграничная   любовь   к   родной   земле,   родным   степям,   неприятие   несправедливости,   насилия  и  невежества.  Тогда  же  наметилась   и   художественная      манера    М.    Ауэзова,     в      которой сочетались     романтика,    тонкий     психологизм    и критическое   отношение   к   действительности.   Разумеется, это происходило не без влияния мастеров   западной,   русской  и   восточной    литературы произведения которых писатель знал с юных лет. Никто не станет отрицать притягательной силы, реальности картин, колоритности образов в произведениях М. Ауэзова 20-х годов, и все же в них еще не было большой жизненной правды, перспектив революционного развития. Колоритные реалистические сцены создавались средствами критического реализма. Примером этому мо­жет служить и пьеса «Енлик — Кебек», и рассказ «Судьба беззащитных», в котором нечестный волостной Акан и его приспешник, коварный Калтай, зверски насилуют девочку-сироту Газизу. Их зверство вызывает чувство омерзения, брезгливости,  а   в  образах   юной Газизы и   ее бабушки воплощены   симпатии   писателя   к   «униженным   оскорбленным». Умение глубоко, с тонким лиризмом раскрыть внутренний мир человека, его чувства и настроения, умение воссоздать картины природы в соответствии с внутренним состоянием — вот какими качествами уже в 20-е годы обогатился талант М. Ауэзова. Вспомним тревожное чувство ожидания, охватившее Газизу, описание пронизывающего до костей бурана, который предшествует гибели опозоренной девочки. Она убегает на кладбище и там замерзает возле могил отца и брата.
Жизнь, быт беззащитных людей – одна из основных тем произведений Ауэзова 20-х годов. Здесь  и  Рабига  из  рассказа «Степные  картины», и мальчик-сирота Касым, который гибнет от издевательств  богатых   родственников,  и  Тектегул   из повести   «Караш-Караш»,  с   которым  бай   Салман за   тяжелый   десятилетний    труд    расплачивается жестокими побоями,  и девушка из рассказа «Кто виноват?»,   которая  не  пожелала  подчиняться  нелюбимому мужу и была доведена до смерти его истязаниями,   и   Каракоз   из   одноименной   пьесы, которой не позволили выйти замуж за любимого и она сошла с ума.
Поособенному, обостренно всматривался писатель в судьбы молодых людей. Образы, подобные Баян, Енлик, Камар, были традиционными в фольклоре и произведениях писателей демократов. М. Ауэзов расширил их содержание, сумел насытить их новыми элементами. Он не только показывает забитость, неравноправие женщины, но ставит их в зависимость от социального  неравенства.
И в этом ему в значительной степени помогал психологический анализ. Рассказы 20-х годов — это подлинные образцы психологической художественной прозы.
И всетаки в те годы Ауэзов еще не сумел подняться до революционного понимания действительности, он ограничивался лишь ее критикой. Конечно, это был существенный недостаток в его  мировоззрении.
За период с 1921 по 1928 годы М. Ауэзов создал целый ряд великолепных прозаических произведений. В каждом из них чувствуется учеба  молодого писателя у мастеров русского критического реализма                                                                 
Перечтем   рассказ   «В  тени   прошлого».   Воспитанная  на дедовских   обычаях, дочь бая Жамеш согласна   стать    женой    Кенжехана,    за    которым была старшая сестра Кадиша. Жамеш предпочла своего   пятидесятилетнего  зятя  грамотному  юноше   Кабышу.   Кабыш   продолжает  любить   девушку, но теперь его чувство отравлено ненавистью к   ней.   Убедительно    проанализировал   писатель  противоположные чувства, обуревающие Кабыша. Что победит — любовь или ненависть? Чем яснее становится Кабышу ненужность, бессмысленность его  чувства  к Жамеш,  тем   сильнее   тянет  его  к  ней.  Рассказ  привлекает  и  глубиной  конфликта  и мастерскими,     психологически    мотивированными пейзажами.
А как показан у М. Ауэзова образ интеллигента?
В демократической литературе грамотный человек обязательно был представлен положительным героем (Ахмет из «Красавицы Камар», Кожаш из «Калыма»), Ауэзовский интеллигент живет в мире с более сложными измерениями. Поэтому он может быть безвольным и беспомощным, как Ислям из рассказа «Кто виноват?», коварным, хитрым, злым, как Жумагул из рассказа «Грамотный гражданин», который женился на жене умершего друга, чтобы захватить его имущество.
Все  это  служит    ярким   доказательством    того, что  в  своем творчестве  Ауэзов   раскрыл  новые стороны человеческого характера. Росту литературного мастерства его в немалой степени способствовала учеба сначала в Среднеазиатском Университете   (в   Ташкенте),   затем  в   течение   четырех лет в Ленинградском университете. Во многих   произведениях   этих   лет начинают заметно   пробиваться   социальные   мотивы.   В   повести     «Караш-Караш»      подробно     исследуется жизнь бедняка  Бактыгула.  Он живет в  горах,  занимается   охотой.    Но  одной    охотой    не   проживешь, голод и   нужда   заставляют   его воровать.
Измученный постоянным страхом, Бактыгул идет за помощью к волостному Жараспаю. Но Жараспай снова толкает его на преступление. Только теперь Бактыгул становится вором-барымтачом для выгоды волостного (он грабит табуны враждебного волостному рода). А когда вражда утихает, Жараспай всю вину взваливает на Бактыгула. Бактыгул,   в  котором   проснулось   чувство   ненависти    к   классовому   неравноправию,    убивает Жараспая.
Конечно, здесь только борьба одиночки, дале­кая  от  революционной   борьбы   народа.   Но  все же   создание  такого   образа   как   Бактыгул —.живого, смелого, способного на вызов несправедлив вости, говорит о многом.
После нескольких исправлений социальное звучание повести еще более усилилось. Особенно глубоко раскрывалось пробуждение чувства классового самосознания героя после смерти брата Тектыгула и дружбы Бактыгула с русскими людьми.
В повести показаны подлинные события. Но они преображены художественной фантазией автора, обогащены отбором наиболее существенных сторон, они наполнены особым романтическим звучанием.
Бактыгул — честный смелый юноша-бедняк. Но он измучен постоянным голодом, он полон чувства мести. Чтобы убедить в этом читателя, автор завышает меру горя и мытарств своего героя, укрывшегося в горах от преследований волостного. Он показывает его с разных сторон, в различных условиях, заставляет его преодолевать мно­жество трудностей. Красочный язык повести точ­но передает пустынность, нелюдимость природы и тягостные рефлексии героя.
Среди художественных достижений М. Ауэзова можно смело назвать рассказы «Красавица в трауре» и повесть «Серый лютый». (''«Красавица в трауре» — это тонкий психологический рассказ о жизни, сомнениях, единоборстве с горем рано овдовевшей юной Каракоз, о победе любви и торжестве жизни.  В повести «Серый лютый» рассказывается о молодом волчонке, которого воспитал человек. Но когда волчонок вырос, он ушел в стаю, стал нападать на стада, набросился на мальчика, кото­рый его вырастил. В конце концов народ поймал его и убил. Вроде бы заурядная история. Но как она рассказана! Изображение «психологии» волка не уступает по мастерству известному рассказу Джека Лондона.
Мастерство М. Ауэзова росло, но многие противоречия идейного порядка оставались непре­одоленными. Известно, что в течение ряда лет Ауэзов испытывал вредное влияние национали­стической идеологии. На рубеже 20-х—30-х годов писателю предстояло решить раз и навсегда основную проблему: как жить? Погрязнуть в болоте национализма    и   загубить    свое    дарование, отряхнуть   националистический   страх   и   вместе народом   строить   социализм?   М.   Ауэзов   избрал второй     путь,  он     убедился     в     преобразующей энергии революции.
Крутым    идейным    поворотом    ознаменовался новый период в творчестве Ауэзова. Главным теперь стало овладение методом социалистического реализма.  Разумеется,  окончательно избавиться от старых понятий  и безоговорочно    принять новые    было    нелегко.  А   художественное   воспроизведение  великих  изменений  было  еще более трудным делом. М. Ауэзов к этому времени окончил  Ленинградский  университет,  затем аспирантуру  по  восточной   литературе    при    Среднеазиатском государственном университете и уехал в Алма-Ату. Здесь он читает лекции по фолькло­ру, работает   в  Казахском   национальном   театре, переводит   для    казахского   театра    классические произведения     русских     и     западноевропейских драматургов,  составляет     учебные     пособия     по истории     казахской    литературы.    И    постоянный творческий труд. В течение 30-х годов он создает множество  очерков,  рассказов  и  пьес.
Все  они  были    посвящены   советской  действительности.  В каждой  из них писатель   стремился     показать  черты  новой жизни,  создать  образ  нового человека. Почти все прозаические произве­дения   М.   Ауэзова,   кроме   рассказа   «Превращение Хасена»,     написаны     на     колхозную     тему: «Следы»,    «Узкое    ущелье»,    «Плечом к  плечу», «Охотник   с   беркутом».  Любимыми   героями   писателя   стали   трудящиеся   казахи,   которые   только  что   объединились   в   колхозы,   создали  совхозы,   изгнали  баев  и   кулаков   и  стали  строить  социалистическую   жизнь.   В   рассказе    «Плечом   к плечу»  это  сестры  Макпал  и  Айша,   комсомолец Жакып,  русская девушка-избач  Настя;  в  рассказе «Следы»—председатель   колхоза  Кулжатай   и   пастух Несипбай;  в  рассказе «Узкое ущелье»— Самат,   Айша,   Касен,   Даметкен;   в   рассказе   «Охотник с беркутом»— охотник колхоза Бекбол и т. д. Писатель   показывает   своих   героев   в   различных жизненных  обстоятельствах,   но   всегда — самоотверженных  строителей   новой   жизни.   Они   умножают богатство  колхоза,  охраняют и  берегут  государственное   имущество,   борются   с   внешними    внутренними   врагами   колхозной  жизни.
Высокая сознательность, коллективизм, бдительность — таковы черты, присущие образам колхозников.  Если в рассказе «Плечом к плечу» мы видим людей в мирной трудовой обстановке, то герои рассказов «Узкое ущелье», «Следы», «Охотник с беркутом» и «Песок и Аскар» показаны в борьбе с врагами. Тепло   пишет   М.   Ауэзов   о   дружбе   казахов   с  русскими.   Русские   люди   помогают   трудящимся казахам   найти    верную    дорогу   в   строительстве колхозной жизни, укрепляют в них социалистический реализм. В рассказе «Узкое ущелье» коммунист Паншин помогает Самату, Айше и их то­варищам выследить врага, в рассказе «Песок и Аскар» русские люди Андреев и Федор помогают Райхан, Есиму и другим охранять совхозное имущество, в рассказе «Охотник с беркутом» сотруднику комендатуры Александрову Бекбол и Оспанкул помогают обнаружить перебежчиков. Эта большая дружба, взаимная поддержка стали нормой в советское время, потому она занимает в произведениях Ауэзова о современности столь значительное место.
Первые прозаические произведения М. Ауэзова о колхозной и совхозной жизни убедительно свидетельствуют о настойчивых поисках тем, новых художественных средств, помогающих выразить новое отношение писателя к действительности.
Ауэзов стремился раскрыть и показать сокровенные думы и замечательные качества советских людей, строящих социализм. Но на этом пути возникло немало идейных и творческих трудностей Они снижали художественный уровень некоторых рассказов, пьес, приводили к серьезным срывам и неудачам. Главная причина творческих просчетов М. Ауэзова, как и других писателей, заключалась . в том, что он недостаточно хорошо видел диалектику сложных и тонких духовных изменений в человеческом сознании, связанных с великими социалистическими преобразованиями, и объяснял их  поверхностно.
Писатель не всегда мог глубоко исследовать внутренний мир героев и иногда вместо исследования духовных процессов предлагал социо­логическую схему.
Из произведений М. Ауэзова о современности наиболее удачным мне кажется рассказ «Охотник с беркутом». Своеобразен и увлекателен его сюжет, колоритен образ охотника Бекбола. Его уравновешенность, находчивость и другие поло­жительные качества придают глубокий смысл этому произведению, хотя и здесь есть некоторые недоработки.
Рассказ «Превращение Хасена» интересен своей особой тематикой, своеобразием художественных средств.
Главный герой рассказа Хасен — это последыш казахских баевнационалистов.     
Правда, в первые годы советской власти он даже работал на ответственных постах. Но чуждый новому времени, лишенный своей классовой опоры, он остается не у дел, всей душой ненавидит и новую жизнь и советских людей и мечется, словно волк, по­павший в капкан. Ауэзов мастерски раскрывает подавленность Хасена и его вражескую суть, опустошенность, аморализм его жены Жамили. Утратив связи с обществом, возненавидев родной народ и все новое, в алкогольном бреду губят они свое   человеческое   достоинство.
У Хасена и Жамили есть и единомышленники, вроде Аманбая, Касымхана. Они пьют и воруют, но  в  конце  концов  получают  по  заслугам.
Выразителем новой, советской нравственности в рассказе становится Салим, младший брат Хасена, который выступает против враждебной группы. Честный, образованный, Салим приложил немало сил, чтобы помочь брату стать на правильный путь, но Хасен остался верен своим убеждениям.
Сюжет рассказа является традиционным для казахской дореволюционной литературы. Сколько появлялось произведений, в которых антиподами были отец и сын или родные братья. М. Ауэзов умело воспользовался этой традицией. Но все же, покажи он более широко и полно действия Салима и Семенова, сделай крупнее их характеры, конфликт получился бы более напряженным и сложным, воздействие произведения стало бы значительно сильнее.
Думается, что писатель чересчур много места отдает темному внутреннему миру Хасена и этим ослабляет  динамику   и   драматизм   произведения.
С интересом читаются мастерски написанные картины природы, имеющие глубокий символический смысл. Чередуя горные пейзажи Алатау и настроения Хасена, писатель противопоставляет два образа: образ человека и «образ» гор. В последней сцене горы Алатау как бы воплощают нерушимость новой социалистической жизни, которая победила и изгнала из своей среды Хасена и ему подобных.
Одушевление природы, умение создавать красочные, аллегорические символы — характерные признаки   рассказов   М.   Ауэзова   20-х   годов.
Произведения М. Ауэзова 30-х годов со всеми их достоинствами и недостатками подготовили писателю путь в большую прозу, создали основу для дальнейшего совершенствования.
Наряду с прозой М. Ауэзов много работал в драматургии, развивая и этот жанр литературы. Напомним, что его первая пьеса «Енлик—Кебек» ставилась на аульной, клубной, школьной сценах и только в 1926 году появилась на сцене впервые организованного казахского национального те­атра.
Драма «Енлик—Кебек» стала классическим произведением казахской драматургии. Она, как и многие другие драматургические произведения, служит бесспорным доказательством того, что Ауэзов был одним из главных творцов казахского профессионального театра.
История переработки пьесы «Енлик—Кебек» представляет собой как бы историю творческого роста писателя.
30-е годы были наиболее плодотворными для Ауэзова-драматурга. Наряду с созданием оригинальных пьес   (примерно, около десяти) он перевел   на   казахский     язык    ряд   произведений  мировой   и    русской     классической    и   советской драматургии.    Здесь — «Отелло»    и    «Укрощение строптивой»   В.   Шекспира,    «Ревизор»    Н.  Гоголя, «Любовь     Яровая» К.Тренева, «Аристократы» Н.Погодина.                                                                     
Эти переводы не только обогатили репертуар казахского театра, но и способствовали росту казахской драматургии и театрального искусства.. Прежде чем характеризовать пьесы 30-х годов, вспомним о двух-трех пьесах, написанных ранее. Пьеса «Жены-соперницы», написанная сразу после «Енлик—Кебек», рассказывает о многоженстве, этом уродливом порождении феодально-патриархальных обычаев. Пословица говорит: «Дети от двух жен — люди разных родов». В семье человека, имеющего несколько жен, не может быть дружбы и мира. В таких семьях не только жены соперничают между собой, но и дети недолюбливают друг друга.
В пьесе «Жены-соперницы» М. Ауэзов ярко показал непримиримость конфликта между детьми старшей и младшей жены, а также между их родственниками. Он затихает только после убийства человека.
В основу пьесы «Зарницы» (1934) взято большое историческое и общественно-политическое событие — национально-освободительное восстание 1916 года. Если в повести «Тяжелые времена»,  написанной  несколько ранее и также  посвященной событиям восстания, была искажена и неверно показана его социальная природа, то в пьесе «Зарницы» писатель преодолел свои прежние ошибки и с верных позиций, соответствующих марксистскому пониманию истории, раскрыл сущность  грозных событий.
30-е годы были плодотворными вообще для всей казахской драматургии и особенно для драматургии Б. Майлина, Г. Мусрепова, М. Ауэзова. В этот период внимание драматургов привлекали как фольклорные и исторические сюжеты, так и проблемы современной советской действителности. На основе народных сказаний были созданы «Кыз-Жибек», «Козы-Корпеш и Баян-Сулу» Г. Мусреповым, «Ер-Таргын» С. Камаловым; историко-революционная тематика, связанная с восстанием 1916 года и Октябрьской революцией, а также колхозная тематика нашли свое отражение в драмах и комедиях Б. Майлина («Амангельды», «Жалбыр», «Наши джигиты», «Фронт», «Правило Талтанбая»). М. Ауззов также обращался к самым различным периодам. Рядом с «Зарницами» появляется «Айман — Шолпан», по мотивам лироэпического сказания, пьесы «Схватка» (1934) «Каменное оперение» (1935), «В яблоневом саду» (1937), «На границе» (1937), расска­зывающие о разнообразных событиях в жизни советских людей.
«Айман—Шолпан»—образец  творческого,   социально  убедительного  использования  народного наследия, тонкого понимания истинной народности, реалистических элементов фольклора и верного их отбора. Пьесы Г. Мусрепова «Кыз-Жибек» и С. Камалова «Ер-Таргын» развили и расширили традицию, начатую М. Ауэзовым. г Наиболее трудной и сложной проблемой драматургии было освоение тем современности.
Рассмотрим хотя бы пьесу «В яблоневом саду». В ней показана жизнь советской молодежи, обучающейся в высших учебных заведениях. Автор хорошо был знаком с жизнью студенчества. Пьеса наполнена молодым задором, веселым юмором, смешными ситуациями. Видимо, поэтому писатель назвал ее водевилем. Но и водевиль не избегает крупных характеров, и в водевиле хотелось бы увидеть людей смелых поступков и светлой мечты. К сожалению, драматург показал людей мелких, занимающихся незначительными делами. Автор не сумел раскрыть глубину характеров современников, создать острые драматические ситуации.
Пьеса «На границе», написанная в 1937 году, призывала советских людей к бдительности. М. Ауэзов старался показать жизнь и борьбу в казахском ауле, находящемся на границе с Китаем.
Однако многое в этой пьесе не удалось. Образ главного героя схематичен, лишен индивидуальных     качеств     характера,     он   лишь     произносит устрашающие   монологи   о   враждебном   окружении  и   притаившихся   вредителях.
Верная идея о том, что враг еще не прекратил своих происков, что необходима бдительность, чрезмерно преувеличена, краски сгущены. И дело не только в том, что в пьесе действует слишком большое число врагов даже председатель райисполкома — враг, но и в том, что, легко перебравшись через границу и быстро вой­дя в доверие колхозников, враги просто и легко творят свои темные дела.

Дата размещения на сайте: 10.07.2008

 

Дoм, в кoтopoм в пepиoд c 1918 пo 1920 гг.
 пpoживaл клaccик кaзaxcкoй coвeтcкoй литepaтypы M.O. Ayэзoв.

ПAМЯТНИК ИCТOPИИ

Aдpec: г. Ceмuпaлamuнcк, yл. Aкaдeмuкa Пaвлoвa, 70. Kлaccик кaзaxcкoй coвeтcкoй литepaтypы, лaypeaт Лeнинcкoй и Гocyдapcтвeннoй пpeмий, M. Ayэзoв, щeдpo oбoгaтил coвeтcкyю мнoгoнaциoнaльнyю литepaтypy cвoими зaмeчaтeльными пpoизвeдeниями. Eгo гoды жизни в Ceмипaлaтинcкe cвязaны c yчeбoй пиcaтeля в Ceмипaлaтинcкoм гopoдcкoм пятиклaccнoм yчилищe и yчитeльcкoй ceминapии. B нoябpe 1919 M. Ayэзoв зaкaнчивaeт ceминapию и пoлyчaeт пpaвo пpeпoдaвaть в нaчaльнpй шкoлe. Пocлe ycтaнoвлeния Coвeтcкoй влacти в Ceмипaлaтинcкoй гyбepнии oн нaчинaeт cвoю oбщecтвeннyю дeятeльнocть. C 1919 гoдa oн зaвeдyeт oтдeлoм «пo инopoднoй чacти» в Гyбpeвкoмe. B Oблacтнoм Гocyдapcтвeннoм apxивe coxpaнилocь личнoe дeлo M. Ayэзoвa, кoгдa oн  был зaвeдyющим. Kиpгизcким пoдoтдeлoм Ceмипaлaтинcкoгo Гyбpeвкoмa. B личнoй кapтoчкe M. Ayэзoвa yкaзaнo мecтoжитeльcтвo: yл. Бoльничнaя,62. Этoт дoм был пocтpoeн в 1869 гoдy. Ayэзoв пpoживaл в этoм дoмe c 1918-20 гoды. Hынe этa yлицa пepeимeнoвaнa в yлицy Aкaдeмикa Пaвлoвa,70, Дeмьянa-Бeднoгo,11-13.
Oбщaя плoщaдь этoгoдома 251,8. Фyндaмeнт бeтoнный, лeнтoчный. Cтeны киpпичныe в 2,5киpпичa. Пepeкpытия дepeвянныe кpoвля жeлeзнaя, пoлы дoщaтыe Пpoeмы, oкнo, двepи пpocтoй pa бoты. Kpышa oднocкaтнaя, cтaль нaя кpoвля c yклoнoм дo 30° по тecoвoй oбpeшeткe, cтpoжкa бeз пoдкocoв, шaгoм 1,5 м. Bыcoтa до кoнькa, дo 1,2 мeтpa. Пepeгopoдка тecoвaя, двoйнaя, oштyкaтypeннaя. Пeчи и oчaги из жжeнoго  киpпичa.

 

Дата размещения на сайте:11.07.2008

 

 

 

д  
Hosted by uCoz